Просмотр видеоролика «Главное богатство» (ТРИЗ-профи). Цель – в короткое время донести важную мысль, почувствовать собственные ресурсы. Минутное раздумье над важными вещами.
Именно от учителей зависит главное богатство страны. Хочется сказать словами А. Гина из книги «Приемы педагогической техники»: «Школу делает школой учитель… Художник учится смешивать краски и наносить мазки на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивают приемы письменной речи. Настоящий учитель тоже смешивает краски, разучивает этюды, осваивает приемы – только это педагогические краски, этюды, приемы…»
В психолого-педагогическом сопровождении образовательного процесса важно создание условий, в которых ребенок может наиболее полно реализовать свои способности.
Стандарты нового поколения предполагают учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающие рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности, расширение зоны ближайшего развития.
Индивидуализация обучения в соответствии с общепринятыми представ-лениями понимается как организация учебного процесса, при которой педагог осуществляет выбор способов, приемов, темпа обучения, соответствующих индивидуальным особенностям детей и обеспечивающих максимальную эффективность их учебной деятельности.
При внешней простоте данного определения реализация его на практике в полной мере является достаточно проблематичной. Не совсем понятно, какие именно особенности должны учитывать педагоги. Список только познавательных особенностей достаточно велик. А на эффективность учебного процесса влияют и личностные качества. Обычно на практике оказывается, что психологи проводят обширное диагностическое исследование учащихся, но его результаты остаются в папках и хранятся для отчетов, поскольку педагоги не знают, как ими пользоваться.
Совершенствование качества образования тесно связано с перестройкой подготовки учителя. Современный учитель должен обладать глубокими знаниями в области психологии личности ученика, уметь в процессе построения урока опираться на индивидуальные особенности и способности, направлять процесс развития, который во многом сводится к развитию этих способностей. Учителю необходимо уметь запускать и поддерживать процессы саморазвития и самопознания ученика.
Вариантом решения этой задачи в нашей гимназии послужило образование экспериментальной площадки: Технология «ИСУД учащихся как дидактический и управленческий ресурс качества образовательного процесса», под руководством Натальи Львовны Галеевой.
Для организации индивидуализации обучения необходимо освоение учителями параметров учебной деятельности. Психологическое просвещение выступает в данной ситуации основным звеном. Такие слова как «внимание», «память» мы повторяем постоянно в повседневной жизни, но учителя зачастую не знают составляющие этих познавательных процессов. Понятие «Модальность» вообще оказывается новым для восприятия. Сотрудничество учителя и психолога позволяет более эффективно осуществлять диагностическую работу, которая дополняется наблюдениями за детьми на уроках и в ходе самоподготовки.
Важно посещение психологом уроков учителей-предметников. Количество их может быть различным в зависимости от психологической компетентности преподавателя.
Подводя итог обсуждению работы по организации индивидуального подхода к учащимся, хочется отметить, что эффективной она будет только при активном взаимодействии психолога не только с учителями, но и с администрацией, которая помогает настроить педагогов на следование рекомендациям психолога.
Психолого-педагогическое сопровождение решает проблему соорганизации деятельности всех участников образовательного процесса, где педагоги, психологи, другие специалисты становятся единомышленниками в разработке стратегии сопровождения ученика, нахождения наилучшего сочетания приспособления школьной среды к ученику и ученика к школьной среде.
Статьи и методические пособия, в которых описана технология ИСУД: