Классному руководителю о психологическом климате в коллективе

По мнению родителей и учащихся, классный руководитель — очень значимая для ребенка фигура в школе. От него в определенной степени зависит желание или нежелание детей учиться, их успехи в учебе, отношения с одноклассниками, учителями. Он создает условия защищенности, поддержки, нормальных взаимоотношений в коллективе. От него зависит, интересной или неинтересной будет жизнь класса.

И потому ученикам и родителям хочется, чтобы «классная» была «хорошая».

Установления контакта и взаимного доверия» включает 4 стадии:

  1. Стадия установления контакта. Нахождение нужной тональности, подчеркнуто вежливого и доброжелательного обращения. Обращение за советом. Использование нейтральных высказываний по поводу класса и учеников.
  2. Стадия поиска общих интересов. Важно выяснить круг интересов школьников, спокойно относиться к таким, которые вызывают у самого педагога неоднозначную реакцию (к примеру, компьютерные игры, увлечение телевизионными передачами). Можно поделиться своими увлечениями, интересами.
  3. Стадия создания открытости в общении. Педагог показывает жестами, взглядом, репликами свое принятие и понимание школьника («Да-да, я тебя понимаю. Мне это тоже нравится»), демонстрирует свою открытость, рассказывает и о своих прошлых или теперешних проблемах, чувствах («Это чувство мне знакомо. Со мной такое было. Мне тоже не все понятно»), подчеркивает интерес к мнениям и взглядам ребят.
    В этот период важно стремиться уменьшить психологическую дистанцию (интонацией, обращением по имени — в варианте, который привычен и желателен для школьника; обсуждением лишь тех проблем, которые заявляются самими учащимися). В ходе общения происходит переход на обсуждение более глубоких проблем, если это не вызывает сопротивления. Юмор является хорошим подспорьем в установлении контакта. Только важно не переходить границы дозволенного, не допускать панибратства.
  4. Стадия откровенной беседы. На этом этапе можно обращаться к важным и сложным для школьника ситуациям, высказывать свое мнение не только о позитивных, но и негативных его поступках. Важно оценивать поступки, а не личность, использовать предположительный характер высказывания («Мне кажется, что ты можешь по-другому»; «Я уверена, ты справишься с этой ситуацией»). Следует создавать условия для получения обратной связи от учащихся по поводу успешности собственной педагогической деятельности.

Каждый классный руководитель, наверное, хотел бы, чтобы в его семье, коллективе, классе была благополучная психологическая атмосфера. Для этого, по-видимому, необходимо, чтобы выполнялись следующие условия:

  • Каждый член коллектива должен чувствовать себя в безопасности (имеется в виду физическая, психологическая и эмоциональная безопасность).
  • У каждого должно быть сформировано положительное отношение к самому себе, чувство собственной уникальности, ценности.
  • Каждый должен уметь заводить дружбу и поддерживать дружеские отношения.
  • Все члены коллектива должны быть способны ставить определенные цели, быть компетентными при решении поставленных задач, а также уметь разрешать конфликтные ситуации.

Самочувствие ребенка в школе

Для того чтобы оценить, насколько безопасно чувствует себя ребенок в классе, можно использовать следующие методы.

  • Наблюдение за детьми. Некоторые особенности поведения, связанные с чувством страха, были описаны выше. При наблюдении за ребенком нетрудно уловить признаки смущения, неловкости — он говорит тихим голосом, избегает глазного контакта, переминается с ноги на ногу, теребит одежду, сосет палец или держит руки во рту.
  • Частые опоздания и прогулы ученика могут свидетельствовать о том, что он избегает находиться в классе. Немало полезной информации об эмоциональном состоянии учащихся дают наблюдения над позой, которую он принимает в тех или иных ситуациях. Так, скрещивание рук и ног во время общения является защитной реакцией. Прикрывание рта рукой во время слушания свидетельствует о том, что человек не доверяет говорящему. Сжатые кулаки указывают на состояние враждебности
  • Беседы с родителями. Учителю стоит выяснить, любит ли ребенок ходить в школу, что он рассказывает о своем классе. Часто ли он жалуется на недомогания после школы или по утрам. Как ребенок готовит уроки: делает это самостоятельно или с помощью родителей.
  • Анкетирование учащихся. Можно попросить детей ответить на вопросы анкеты. При этом необходимо предупредить, что ответы не станут известны одноклассникам.

Анкета.

  1. Я боюсь, что ребята будут смеяться надо мной, когда я отвечаю у доски (да, нет).
  2. Независимо от того, что происходит в моей жизни, когда я вхожу в класс, я чувствую себя лучше (да, нет).
  3. У меня часто болит живот или голова, часто мне кажется, что я вот-вот заплачу (да, нет).
  4. В моем классе есть человек, которому я могу рассказать о своих проблемах (да, нет).
  5. Я знаю, что в моем классе никто не сделает мне больно (да, нет).
  6. Я уверен, что мой учитель будет любить меня, даже если я сделаю ошибку (да, нет).
  7. Мне известны правила, которые нужно соблюдать в школе. Я знаю, что будет, если я их нарушу (да, нет).
  8. Я боюсь, что мои одноклассники будут меня дразнить за мою внешность (да, нет).

Так как анкета преследует цель выяснить, насколько безопасно ребенок чувствует себя в школе, не стоит обсуждать с ним ответы на вопросы. Тем более, недопустимо явно или неявно упрекать его за них. Высказывания типа «Как же ты мог написать, что я тебя не люблю» приведут к тому, что в последующем он будет давать ожидаемые и поощряемые, а не правдивые ответы, осознав, что говорить правду о своих чувствах — значит нарваться на неприятности. После того как учитель проанализирует ситуацию в классе, необходимо предпринять шаги для того, чтобы дети чувствовали себя более комфортно. Через какое-то время можно повторить анкетирование, чтобы убедиться, насколько эти шаги были эффективны. Самым безопасным местом для человека, как правило, является его дом. Мы говорим: «Будьте как дома», «Не чувствуйте себя в гостях». Чем отличается наш дом от любого другого места? Это то пространство, где человек в максимальной степени может проявить свою индивидуальность. В доме, в семье существуют обычаи и ритуалы, которые сближают членов семьи. У семьи есть своя история, которая передается ее членам и дает ощущение принадлежности именно к этому дому.

Для того чтобы класс, школа стали тем местом, где дети чувствуют себя как дома, учитель может использовать следующие приемы.

Участие детей в организации общего пространства, создании «дизайна» класса.
Прежде всего стоит обсудить с детьми, как можно сделать классную комнату более привлекательной, удобной и приятной. Часть идей может быть реализована быстро (например, по-другому поставить мебель, сделать уголки для игрушек, цветов, повесить картины), другие потребуют дополнительных средств и больших усилий (покрасить стены в определенный цвет, сделать другое покрытие на пол, что-то купить в класс). Следует обсудить с детьми, насколько реалистичны их предложения, что-то можно запланировать на будущее.

Создание правил класса.
По мнению одного из наиболее авторитетных представителей гуманистической психологии — А. Маслоу, необходимым условием для ощущения защищенности и безопасности является наличие правил, по которым функционирует группа или общество. Эти правила должны быть понятны людям, приниматься ими. Кроме того, известными должны быть и последствия, к которым приводят нарушения этих правил. Дети должны иметь возможность принять участие в создании правил своего класса.

Создание «Дневника класса».
Нужно предоставить возможность каждому ученику и учителю написать что-то о себе, например, на тему «Что я люблю и чего я не люблю». Эти записи надо поместить в специальный альбом под фотографией каждого ребенка. Туда же поместить фотографию всего класса. Этот альбом можно дополнять рассказами детей о жизни класса и фотографиями. Важно, чтобы учитель и дети принимали равное участие в создании подобного дневника. Лучше всего использовать такой альбом, в который можно вставлять дополнительные листы в любое место — ведь в классе могут появляться новые ученики. Кстати, стоит продумать и ритуал принятия новых учеников — рассказать им о правилах класса, показать «Дневник» и т.д.

Совместные прогулки, походы, экскурсии.
Подобные мероприятия очень сближают учеников и учителя. При этом важно не забывать о тех, кто по какой-то причине не смог пойти или поехать вместе со всеми. Может быть, стоит привести им какой-то сувенир, прислать открытку, бросить за них монетку, чтобы вернуться в это место всем вместе (и сфотографировать этот момент). Короче говоря, дать им почувствовать, что о них не забыли, что они, несмотря ни на что, — члены нашего класса.

Проведение «Дней класса».
Один из наиболее удачно проведенных вместе дней может стать «Днем класса». Стоит придумать вместе с детьми специальные ритуалы для этого дня и занести их в «Правила класса».

Создание атмосферы уважения.
Мы живем в многонациональной стране. Уважение к традициям, обычаям, ценностям и истории каждого народа — обязательное условие нормального общения. Знакомство с традициями других народов можно начать, например, с дегустации блюд национальной кухни. За вкусным столом и рассказы об истории, обычаях, праздниках будут восприниматься совсем иначе. Кстати, это хороший повод, для того чтобы привлечь родителей, бабушек и дедушек к участию в жизни класса. Может быть, есть смысл в дальнейшем «привязать» такие встречи к национальным праздникам.

Источник: по материалам статьи кпн Татьяны ФРОЛОВОЙ (статья опубликована  в № 44/2003 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября")