Эмоционального напряжение в профессиональной деятельности педагога
Редкая профессия сравнится с учительской по тем эмоциональным нагрузкам, которые ежедневно, ежесекундно испытывает ее носитель. Рабочий день учителя насыщен ситуациями, которые несут в себе потенциальную возможность повышенного эмоционального реагирования. Следует заметить, однако, что условия деятельности приобретают очертания напряженной ситуации только в том случае, если они воспринимаются, понимаются и оцениваются учителем как трудные, сложные, опасные.
Учитель, из года в год работающий в таких условиях, с высокой долей вероятности подвергается опасности, называемой «синдром эмоционального выгорания», приводящей к профессиональной деформации личности. Среди личностных особенностей педагога, «попавшегося на крючок» профессиональной деформации, отметим следующие.
Личностные особенности
№ |
Личностная |
Комментарии |
1 |
Нерешительность |
Снижение способности самостоятельно принимать решения и реализовывать их в деятельности |
2 |
Пассивность |
Стремление избегать затрат — эмоциональных и физических |
3 |
Консерватизм |
Трудности в смене установок, теряется гибкость в общении, поведении |
4 |
Закрытость |
Обратимся к образу: внутренний мир человека — неприступный замок, ворота наглухо закрыты, нельзя ни войти, ни выйти |
5 |
Повышенная изменчивость настроения |
На смену настроения влияет любая мелочь |
6 |
Раздражительность |
Как форма проявления агрессии |
7 |
Эмоциональная холодность |
Снижение яркости чувств |
8 |
Сверхконтроль |
Желание контролировать не только других, но и себя. Под запретом все то, что выходит за рамки представления о себе |
9 |
Утомляемость |
Физическая и умственная |
10 |
Тревожная мнительность |
Ожидание неблагоприятного развития событий, постоянное переживание ситуации неопределенной опасности |
Многие особенности, возможно, вы находите у себя.
Согласимся, что учитель, обладающий этим «набором», не только сам испытывает отрицательные эмоции, но и оказывает пагубное влияние на тех, кто рядом. Но мы знаем, что на каждое действие всегда есть противодействие. Поэтому для каждого рассмотренного качества есть такое, которое является его противоположностью. Они рассмотрены в следующей таблице. А в комментариях указаны ресурсы выхода из эмоционального напряжения.
№ |
Личностная особенность |
Комментарии |
1 |
Нерешительность — уверенность |
Осознание: «Я сильный сам по себе, а не за счет того, что унизил кого-то» |
2 |
Пассивность — активность |
Активная жизненная позиция, стремление брать инициативу в свои руки |
3 |
Консерватизм — принятие нового |
Осознание того, что мир меняется, готовность принять эти изменения |
4 |
Закрытость — открытость |
Готовность к общению, взаимодействию, сотрудничеству |
5 |
Повышенная изменчивость настроения — эмоциональная стабильность |
Образ: спокойный ровный свет вместо пульсирующего |
6 |
Раздражительность — выдержка, самообладание |
Сознательно-волевая организация психических процессов, регулирующих деятельность в дезорганизующих ситуациях, влияющих на эмоциональную сферу |
7 |
Эмоциональная холодность — эмпатия |
Постижение эмоционального состояния другого, проникновение–вчувствование в переживания другого человека |
8 |
Сверхконтроль — умение расслабляться |
Владение приемами релаксации |
9 |
Утомляемость — высокая работоспособность |
Достаточность психофизиологических ресурсов для выполнения целесообразной деятельности на эффективном уровне |
10 |
Тревожная мнительность — способность к риску |
Принятие риска — активное предпочтение опасного (неопределенность исхода ситуации и возможных неблагоприятных последствий в случае неуспеха) варианта действия безопасному |
Естественные способы регуляции организма и саморегуляция
Естественные приемы регуляции организма:
Попробуйте задать себе вопросы: |
Банк способов саморегуляции самовоздействия
I. Способы, связанные с управлением дыханием
Управление дыханием — это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, то есть релаксации. Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность.
Способ 1
Сидя или стоя постарайтесь, по возможности, расслабить мышцы тела и сосредоточьте внимание на дыхании. На счет 1-2-3-4 делайте медленный глубокий вдох (при этом живот выпячивается вперед, а грудная клетка неподвижна);
Уже через 3–5 минут такого дыхания вы заметите, что ваше состояние стало заметно спокойней и уравновешенней.
Способ 2
Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10–15 см висит пушинка. Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.
Способ 3
Поскольку в ситуации раздражения, гнева мы забываем делать нормальный выдох,
II. Способы, связанные с управлением тонусом мышц, движением
Под воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, напряжение. Умение их расслаблять позволяет снять нервно-психическую напряженность, быстро восстановить силы.
Способ 4
Поскольку добиться полноценного расслабления всех мышц сразу не удается, нужно сосредоточить внимание на наиболее напряженных частях тела. Сядьте удобно, если есть возможность, закройте глаза;
В хорошо расслабленной мышце вы почувствуете появление тепла и приятной тяжести. Если зажим снять не удается, особенно на лице, попробуйте разгладить его с помощью легкого самомассажа круговыми движениями пальцев (можно поделать гримасы — удивления, радости и пр.).
Способ 5
В свободные минуты, паузы отдыха, осваивайте последовательное расслабление различных групп мышц, соблюдая следующие правила:
Можно работать со следующими группами мышц:
Примечание. Чтобы научиться расслаблять мышцы, надо их иметь, поэтому ежедневные физические нагрузки повышают эффективность упражнений на расслабление мышц.
Способ 6
Попробуйте задать ритм всему организму с помощью монотонных ритмичных движений:
III. Способы, связанные с воздействием слова
Известно, что «слово может убить, слово может спасти». Вторая сигнальная система есть высший регулятор человеческого поведения. Словесное воздействие задействует сознательный механизм самовнушения, идет непосредственное воздействие на психофизиологические функции организма. Формулировки самовнушений строятся в виде простых и кратких утверждений, с позитивной направленностью (без частицы «не»).
Способ 7.
Самоприказы. Самоприказ — это короткое, отрывистое распоряжение, сделанное самому себе. Применяйте самоприказ, когда убеждены в том, что надо вести себя определенным образом, но испытываете трудности с выполнением. «Разговаривать спокойно!», «Молчать, молчать!», «Не поддаваться на провокацию!» — это помогает сдерживать эмоции, вести себя достойно, соблюдать требования этики и правила работы с клиентами.
Способ 8.
Самопрограммирование. Во многих ситуациях целесообразно «оглянуться назад», вспомнить о своих успехах в аналогичном положении. Прошлые успехи говорят человеку о его возможностях, о скрытых резервах в духовной, интеллектуальной, волевой сферах и вселяют уверенность в своих силах.
Способ 9.
Самоодобрение (самопоощрение). Люди часто не получают положительной оценки своего поведения со стороны. Это, особенно в ситуациях повышенных нервно-психических нагрузок, — одна из причин увеличения нервозности, раздражения. Поэтому важно поощрять себя самим.
IV. Способы, связанные с использованием образов
Использование образов связано с активным воздействием на центральную нервную систему чувств и представлений. Множество наших позитивных ощущений, наблюдений, впечатлений мы не запоминаем, но если пробудить воспоминания и образы, с ними связанные, то можно пережить их вновь и даже усилить. И если словом мы воздействуем в основном на сознание, то образы, воображение открывают нам доступ к мощным подсознательным резервам психики.
Способ 10
Чтобы использовать образы для саморегуляции:
Источник: материалы статей к.п.н. Светланы ФИЛИНОЙ, (статья опубликована в № 36/2003 журнала «Школьный психолог» ИД «Первое сентября»); педагогов-психологов Раисы ДУНИЛОВОЙ, Лидии БОБРИКОВОЙ, Татьяны ЩЕПКОВОЙ (статья опубликована в № 11/2007 журнала «Школьный психолог» ИД «Первое сентября»).